Как Тимур вырезал алан.
В горной Дигории, в селе Задалеск, находится одна из самых важных святынь Осетии. Священная Пещера Задалески Нана.

В Осетии, в Дигории существуют предания, легенды и героические песни, в которых отразились события эпохи нашествия татаро-монгольской орды хана Тимура на алан.

Это самая трагическая страница в истории наших предков, которые были практически полностью истреблены ордами татаро-монгол под предводительством Великого завоевателя средневековья. Среди богатого фольклорного материала выделяется история и культ Задалески Нана, который в народе ассоциируется именно с этой трагедией.
Песнь о ней является одновременно и плачем о целом народе и одой женщине-спасительнице. В этой песне Хромой Тимур предстаёт в образе «железномордого волка Ахсак - Тимура».

Предводители Тапан-Дигори,
Их мужественная молодёжь, один лучше другого,
От рук неприятеля в крови тонут,
Редеют в царство мертвых отправляются.
До последнего человека хоть и сражаются.
Задалеская нана – это образ матери спасительницы, собравшей вокруг себя осиротевших аланских детей.

Кто скрывается под именем Задалеской нана? Может быть - это образ собирательный, который стал данью уважения аланским женщинам времен нашествия Тимура. Об этом история молчит. Интересно, что имя общей матери всей Осетии, связывают с селением Горной Дигории Задалеск. Старики еще вспоминают о старинном склепе, в котором покоились останки неизвестной женщины, возможно той самой – Нана Задалеской.

Чтобы понять глубину и масштаб трагедии, нужно обязательно вспомнить все рассказы об аланах, написанные историками разных стран и эпох. Для меня, поскольку я прожила почти 20 лет в Барселоне, ярчайшим примером того, что свобода и непокорение врагу было основой менталитета наших предков, служит рассказ каталонского историка-воина Рамона Мунтанера. Почему Рамона Мунтанера? Наверное, потому что по улице, названной в его честь, я ходила практически ежедневно. Потому что эту историю передал современным людям мой научный руководитель Агусти Алемань. И сам Алемань был ей очень впечатлён. Вот эти эпизоды пробудили в нём интерес к аланам.

Так вот Рамон Мунтанер был свидетелем того, как предводитель аланского отряда, подвергшись внезапному нападению каталонских альмогаворов, вступил с ними в неравный бой, рядом с ним находилась его жена, и когда он понял, что он не сможет отбиться, то выбрал смерть и для себя и для неё. Попасть в плен к врагу – испытать самое страшное бесчестие, стать свидетелем бесчестия своей супруги, было страшнее смерти. Поэтому, попрощавшись с ней, он её обезглавил, а сам бросился в последнюю атаку на врага.

Иные народы предпочли покориться монголам, но наши предки не могли себе этого позволить и боролись до последней капли крови. Говорят исторические источники и народные предания, что монголы не просто порубили всех аланских воинов, они уничтожали целые поселения, всех людей от мала до велика, не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей.

Через сорок лет после страшного нашествия Тимура и истребления алан венецианский путешественник Иосафат Барбаро посетил Аланию и описал ее опустошение и бесчисленное множество курганов, скрывающих людские погребения.

Оставшиеся в живых ушли в горы, в труднодоступные районы Кавказского хребта.
Гласит легенда, что одна выжившая женщина бродила среди разорённых селений и отыскивала живых еще детей. Собрала она детей разного возраста 16 фамилий. Эту женщину народ запомнил под именем Задалески Нана, что означает в переводе Мать из Задалеска. Женщина смогла увести детей высоко в горы и укрыла их в маленькой пещере вблизи села Задалеск. Там она укрывала детей пока не миновала опасность. Задалески Нана считают спасительницей аланского народа.
Эта пещера стала святым местом для каждого осетина, не только дигорца. Со временем жители Задалеска построили Дом-Музей Задалески Нана. Но только попав внутрь крошечной пещеры, вернее это даже не пещера, а маленькое пространство, укрытое от глаз путника, появившееся под нагромождением гигантских валунов. Когда ты попадаешь внутрь, то тебя охватывает сильное волнение, как будто ты физически ощущаешь недавнее присутствие тут Нана и детей. Сначала ты чувствуешь этот страх: найдут, не найдут. Жизнь и смерть смыкаются в этом маленьком пространстве, ты начинаешь молиться, ты попадаешь в эту историю, она становится реальностью. А потом, когда ты хорошо оглядываешься, видишь, воду, капающую с потолка, солнечный свет, проникающий в какие-то щели между камнями, видишь, что в конце пещеры есть тайный лаз наружу. Понимаешь, что оттуда можно незаметно для глаз с дороги выбраться наружу. Чувствуешь, что есть спасение. Твоё сознание проникается светом надежды. Это даже не акт Веры, это физическое восприятие победы Добра. И эта пещера является прямым подтверждением этой правды.
Жители села построили музей Задалески Нана. Стоит обязательно посетить это место в Дигории.

Каждый год в третью субботу июля в Задалеске отмечают праздник Задалески Нана. Ответственны за праздник, бывают три семьи, которые жертвуют на кувд по барану, варят пиво, готовят араку, - прилагают все усилия, чтобы праздник удался. Семьи, в которых в течение года родились девочки, делают в святилище кусарт, приносят пироги, араку, пиво. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. Поручают покровительству Нана и тех, кто отправляется в дорогу. Старшая из женщин, произнося ритуальную молитву, желает им счастливой дороги, чтобы они в здравии и веселье вернулись домой.

Праздник Задалески Нана — женский праздник. Все молитвы — о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей. Тем не менее мужчины никогда не забывают упомянуть её в своих молитвах.

координаты
https://yandex.ru/maps/-/CDcQqBkU (они такие же, как и у расщелины, т.к. это все на одном пятачке)

Информация и фото с открытых источников интернета.

Будьте здоровы!