Задалеская нана – это образ матери спасительницы, собравшей вокруг себя осиротевших аланских детей.
Кто скрывается под именем Задалеской нана? Может быть - это образ собирательный, который стал данью уважения аланским женщинам времен нашествия Тимура. Об этом история молчит. Интересно, что имя общей матери всей Осетии, связывают с селением Горной Дигории Задалеск. Старики еще вспоминают о старинном склепе, в котором покоились останки неизвестной женщины, возможно той самой – Нана Задалеской.
Чтобы понять глубину и масштаб трагедии, нужно обязательно вспомнить все рассказы об аланах, написанные историками разных стран и эпох. Для меня, поскольку я прожила почти 20 лет в Барселоне, ярчайшим примером того, что свобода и непокорение врагу было основой менталитета наших предков, служит рассказ каталонского историка-воина Рамона Мунтанера. Почему Рамона Мунтанера? Наверное, потому что по улице, названной в его честь, я ходила практически ежедневно. Потому что эту историю передал современным людям мой научный руководитель Агусти Алемань. И сам Алемань был ей очень впечатлён. Вот эти эпизоды пробудили в нём интерес к аланам.
Так вот Рамон Мунтанер был свидетелем того, как предводитель аланского отряда, подвергшись внезапному нападению каталонских альмогаворов, вступил с ними в неравный бой, рядом с ним находилась его жена, и когда он понял, что он не сможет отбиться, то выбрал смерть и для себя и для неё. Попасть в плен к врагу – испытать самое страшное бесчестие, стать свидетелем бесчестия своей супруги, было страшнее смерти. Поэтому, попрощавшись с ней, он её обезглавил, а сам бросился в последнюю атаку на врага.
Иные народы предпочли покориться монголам, но наши предки не могли себе этого позволить и боролись до последней капли крови. Говорят исторические источники и народные предания, что монголы не просто порубили всех аланских воинов, они уничтожали целые поселения, всех людей от мала до велика, не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей.
Через сорок лет после страшного нашествия Тимура и истребления алан венецианский путешественник Иосафат Барбаро посетил Аланию и описал ее опустошение и бесчисленное множество курганов, скрывающих людские погребения.
Оставшиеся в живых ушли в горы, в труднодоступные районы Кавказского хребта.