Хуссар Ламардон. Святилище "Тбау-Уацилла"
Вот сама легенда

Однажды напали кабардинцы на Хуссар-Ламардон, увезли с собой мальчика из фамилии Гудцевых и заставили его пасти свой скот. Маленький мальчик плакал и очень тосковал по родине. И вот однажды прилетел к нему орёл и заговорил с ним человеческим голосом:
- Почему ты плачешь?
- У меня пропал один ягнёнок и потому я плачу.
- А ты не хочешь домой, на родину?
- А куда денутся тогда мои ягнята?
- Им тоже хозяин найдётся, а ты садись мне на спину, и я унесу тебя в твою страну.
Орёл посадил мальчика, принёс его на вершину горы Гудцевых и спрашивает:
- Ты знаешь теперь, где твоё село?
- Мы вот под таким же лесом жили. И у нас тоже была такая башня, как та, которая там видна.
Дал ему тогда орёл овцу и сказал:
- Это и есть твоё село, иди туда. А с ягнёнком, который появится у этой овцы, ты должен будешь каждый год приходить сюда молиться мне.
Было это 400 лет назад. С тех пор Гудцевы молятся и называют святилище Гудцаты найфат. А в образе орла мальчику явился сам Уацилла.
С тех пор каждый год во время праздника, посвящённого этому дзуару, дзуары лаг поднимается в священную пещеру, в которой из года в год хранится сосуд с пивом, сваренным к прошлогоднему дню Уацилла. Он смешивает его со свежим пивом, которое впоследствии разливается всем, кто приходит поклониться божеству. А в посуду в святом месте наливает пиво, приготовленное к настоящему празднику, плотно закрывает его и вновь оставляет до следующего года. Это пиво необыкновенным образом сохраняет свои свойства в течение целого года.
Вот как её празднуем

В числе популярнейших осетинских божеств – Уацилла, покровитель хлебных злаков. Его имя состоит из двух компонентов – древнеиранского Уац и Илла, что означает святой Илья. Имя вошло в осетинский язык после принятия аланами христианства. Но Уацилла был богом плодородия у наших предков еще в дохристианские времена и восходит к Нартовскому эпосу.Божество связывают со святилищем Тбау-Уацилла, расположенным на горе Тбау в Даргавском ущелье Северной Осетии. Судя по всему, это святилище – одно из самых древних на территории Осетии, возникшее еще в эпоху алан.

К празднику готовятся загодя. В указанный понедельник женщины, выносили специально заготовленное к празднику Уацилла пшеничное зерно и на берегу проточного водоема тщательно его промывали. В силу этого ритуального действа день этот назывался Уациллайы чъириагæхсæн – «Мытье зерна для ритуальной выпечки на Уацилла». В этот знаменательный день устраивалось ритуальное жертвоприношение, подчеркивающее значимость данного хозяйственного занятия. Пока промытое зерно сушилось, на берегу устраивались танцы, ведь вместе с женщинами здесь часто присутствовала и молодежь обоих полов. Во второй половине дня женщины возвращались по домам с чистым и высушенным зерном. Готовое к помолу зерно сохраняли с соблюдением ритуальной чистоты и мололи муку на наиболее престижных – чистых мельницах. С такой же тщательностью эту чистую во всех отношениях муку сохраняли до ближайшего понедельника. Именно в этот день, спустя неделю после ритуального омовения чистой проточной водой специально сохраняемого пшеничного зерна, начинался праздник в честь Уацилла.

«В этот день в каждом доме приносили в жертву барана и устраивали у самой священной горы большой общественный пир, на котором присутствовали и женщины. Перед этим резали вола и несколько баранов, купленных за счет общества, приготовляли много пива. Во всем самое активное участие принимал дзуары лæг (жрец), совершавший ряд магических действий, связанных с земледелием… Он три дня омывался в молоке, затем облачался в белое одеяние и, взяв посуду с пивом, отправлялся к святилищу… Здесь он проливал пиво в священную чашу и ставил ее на ночь на горе, оставаясь тут же спать. По мнению горцев, в эту ночь Уацилла спускался с неба и опрокидывал чашу». (Людвиг Чибиров «Осетинский земледельческий календарь»).
По чаше с пивом, ежегодно меняемой в день праздника, священнослужитель предсказывал судьбу урожая. Пиво, пролившееся через край чаши, сулило богатый урожай. В этот праздник у святилища на Тбау-хох в честь Уацилла на шесте поднимали шкуру белого козла или барана, шест – æвгъил символизировал связь с небом. Ведь Уацилла еще и громовое божество. Обращаясь к святому, патрону горы Тбау, наши предки, конечно же, в первую очередь просили благополучия и богатого урожая: «О, Уацилла! Да будет нам благодать твоя! Честь твоему величию! Вознагради нас таким счастьем, Уацилла! Соблаговоли, чтобы мы были довольны всем тем, что нам отпускаешь».
В Уацилла наши предки видели хозяина неба, которому подвластны такие проявления природной стихии, как гром и молния, град и ливни. У него просили защиты урожая и во время продолжительной непогоды, и во время засухи.
По словам Людвига Чибирова, будучи святым, распоряжающимся дождевыми тучами, он оказывал содействие не только урожаю хлебов, но и домашнему скоту. Благополучие которого зависело от произрастания травы. Уацилла, дарующий хлеб (хордæттæг) пользовался у наших предков невероятным почтением. Они считали его щедрым и великодушным. В дни праздника Уацилла объявлялось перемирие.
Хотя в нартском эпосе осетин он громовержец, и когда бьет своего коня плетью, то «громы грохочут над миром и небесные молнии отбрасывают копье его». Молнией Уацилла поражал прогневившего его. Вот почему над убитым молнией наши предки совершали магический обряд. И вот как он выглядел по описанию Всеволода Миллера: «Если кто-нибудь поражен громом насмерть, – осетины говорят, что Уацилла ударил его пулею (фат -собственно стрелою), и ищут ее в земле около того места.
По традиции с божеством плодородия Уацилла наши предки связывали надежды на хорошую погоду, богатый урожай и радостную жизнь.
Подготовила К.БАГАЕВА
Координаты этой точки: LatLng(41.72623, 41.25366)

Будьте здоровы и сыты!