«Наш земляк»
Начинал Юрий Сергеевич с самых низов, был матросом на буксире «Василий Молоков». Служил на судах арктического флота, плавал на полярных ледоколах «Таймыр», «Малыгин», «Сибиряков», «Ермак». Пройдя по всем ступенькам морской службы, попал на атомный ледокол «Ленин», впоследствии стал его капитаном. Когда «Арктика» была только на бумаге, в чертежах, Кучиев уже был назначен ее капитаном. От первого винтика до полной готовности курировал строительство ледокола. И когда атомоход вышел в свой первый поход, на капитанском мостике в красивой морской форме стоял командир высшего звена Кучиев Юрий Сергеевич, наш земляк. Потом он загорелся идеей похода на Северный полюс. Это была исключительно его идея, не кого-то другого. Кучиев настолько переживал за судьбу экспедиции, что у него даже начались проблемы с сердцем. Он мне это говорил лично.
«Даже „Ленин“ не справился»
Когда разговор заходит о Кучиеве, акцент делается на покорении полюса, но та повседневная работа, которую он выполнял как капитан атомного ледокола «Арктика», была несоизмеримо ценнее и важнее, чем поход. Потому что прокладывать транспортное сообщение по Северному морскому пути — важнейшая задача для страны. Внимание мира всегда было приковано к Арктике. До Кучиева по Северному морскому пути была доступна только летняя навигация. Даже «Ленин» эту проблему до конца не решил, хотя думали, он будет эти льды крушить и крошить. И здесь важную роль сыграл именно человек.
Человеческий фактор
— Мы снимали в Арктике, там вовсю работал атомоход «Сибирь» — близнец «Арктики». Он был абсолютно идентичен по своим техническим возможностям, но был новее, свежее, не такой потрепанный льдами, что добавляло ему преимуществ. Случалось, что, проходя по тяжелым льдам, «Сибирь» не могла преодолеть ледяной натиск, тогда на помощь призывали «Арктику», и она проходила этот путь. По факту, его проходил именно Кучиев — в самых сложных, экстремальных ситуациях, он всегда брал управление на себя. В экспедиции я тесно общался с дублером Юрия Сергеевича — Анатолием Ламеховым, который впоследствии стал капитаном «Арктики». Как-то в приватной беседе спрашиваю у него: «Слушай, Анатолий, вот два одинаковых ледокола, равная задача, «Сибирь» не проходит, а «Арктика» проходит, в чем секрет? «Ледоколы, — ответил он, — одинаковые, капитаны разные». Понимаете, какую роль играет человеческий фактор? Кстати говоря, Ламехов, уже будучи капитаном «Арктики», получил звание Героя Советского Союза, проведя операцию по вызволению группы кораблей, застрявших в Северном Ледовитом океане. Их ждала печальная судьба Челюскина: раздавило бы льдами, и все пошли бы на дно. А Ламехов, имея опыт и школу Кучиева, все эти корабли вывел.
Сибирские тапочки
-У Кучиева на ледоколе была образцовая дисциплина, никаких происшествий, спиртное категорически исключено, он говорил, что выпивший человек на атомном ледоколе — катастрофа. В кают-компании, а тем более на капитанском мостике возможно было появится исключительно в парадной форме, все приходили одетыми с иголочки. Совершенно противоположную картину я наблюдал на ледоколе «Сибирь», где на капитанском мостике капитан в тапочках командовал. Поэтому, наверное, «Арктика» проходила, а «Сибирь» нет.
Роскошная библиотека, кинозал, спортзал, медицинский блок, музыкальный салон, отдельное помещение для игры в шахматы, две столовые — ни в одном ресторане я не видел такой роскоши, красоты, как в матросской столовой. Облицована была плиткой на тему Ленинграда, на каждой плитке — отдельный сюжет. Посуда исключительно фарфоровая, про меню уже не говорю. Все по высшему разряду. «Самое главное — создать условия для экипажа, — говорил Юрий Сергеевич. — Здесь люди оторваны от земли, семьи, от родины и цивилизации». Команда была очень опекаема им, он ценил каждого человека, был уверен: успех операции решается взаимодействием всего коллектива. «Современный капитан без экипажа, без надежной работы энергетического комплекса ничего не сделает», — считал Кучиев.